Юбилей Северного морского пути

все статьи
113

03 июня 2022

В 2022 году Россия отмечает официальный 90 летний юбилей Северного морского пути.

За точку отсчета взят 1932 год, когда нашему ледокольному пароходу «Александр Сибиряков» впервые удалось пройти от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Зная, что в структуре Росатома есть атомный ледокольный флот, я стала интересоваться, как начиналось освоение Арктики русскими людьми.

Русские поморы еще в 12 веке стремились освоить Белое и Баренцево моря и русские берега Арктики, в чем значительно преуспели.

Уже в 1600 году по указу царя Бориса Годунова в Обской губе. в долине реки Таз. был основан острог. а затем и город — легендарная Мангазея. Этот город вскоре стал называться «златокипящая Мангазея», т. к превратился в крупнейшую на севере Европы торговую точку, где сотни купцов скупали или обменивали на «харч» у сибирских охотников ценные меховые шкурки песца, соболя, куницы. Эти меха в Европе имели большую ценность и назывались «золотая рухлядь», вот город и прозвали «златокипящая Мангазея». Свою лепту в освоение Северного морского пути внесли англичане и голландцы, которые искали новые маршруты продвижения в Китай, Индию и Индонезию, т. к. Южный морской путь жестко контролировала Португалия.

Новый этап в развитии и освоении Северного морского пути начался при Петре I, Он поддержал идею плаванья в Японию и Китай вдоль сибирских берегов. Император проявил настоящий государственный подход к исследованию всех возможностей такого морского пути. Развивая идеи Петра I, мореплаватель Витус Беринг разработал проект экспедиции по изучению и описанию арктического побережья. но только в 1734 году, через 9 лет после смерти императора по решению Адмиралтейства была организована Великая Северная экспедиция, которая действовала с 1734 по 1743 год. Выводы экспедиции оказались, увы, неутешительными.

Все побережье восточнее Новой земли непригодно для судоходства из-за большого количества льдов. Вновь к проблеме Северного морского пути обратились в середине 18 века, когда великий русский ученый М. В. Ломоносов высказал идею, что в летнее время при длинном полярном дне и благодаря теплому влиянию Гольфстрима Ледовитый океан должен быть свободен ото льдов. В 1765-66 году в обстановке строжайшей секретности были снаряжены и отправлены одно за другой две экспедиции, но увы, русским морякам не удалось пройти дольше Шпицбергена.

Только после изобретения и создания парового двигателя русским морякам в 1914 году на новых ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» удалось, наконец преодолеть Северный морской путь, правда за две навигации, т. е. с зимовкой.

Лишь в 1932 году Россия (в то время СССР) смогла успешно провести экспедицию по Северному морскому пути за одну навигацию. Экспедицию эту на пароходе «Александр Сибиряков» возглавлял Отто Юльевич Шмидт, он и был назначен созданным по итогам работы экспедиции руководителем Главного управления Северного морского пути. Управление занялось созданием ледокольного флота, развитием полярной авиации, обеспечением радиосвязи и созданием сети метеостанций вдоль арктического побережья. В течение буквально одного десятилетия были обустроены несколько арктических портов, которые приобрели стратегическое значение во время Второй мировой войны. Северный морской путь стал самым безопасным маршрутом перевозки грузов, в том числе и по ленд-лизу. Для чего же были такие колоссальные затраты в стране. переживающей не самые обильные времена? А дело в том, что самый короткий путь из Европы к Индийскому и Тихому океанам лежит вовсе не через узкий Суэцкий канал, как это происходит сейчас, а через Северный ледовитый океан. Так что освоение этого грандиозного пути сулит стране решение многих проблем, в том числе и финансовых.

Новый этап в освоении Северного морского пути начался с появления атомных ледоколов, первым из которых был ледокол ЛЕНИН. 30 лет это судно бороздило воды и ломало льды Арктики, сейчас оно стоит на вечном приколе в Мурманске. ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. С 1991 года Севморпуть открыт для международного судоходства, таяние арктических льдов открывает новые перспективы и возможности для создания не только альтернативы, но и конкуренции пути через узкий Суэцкий канал. Помните. несколько лет назад там образовалась огромная пробка, когда одно судно развернуло и оно перекрыло проход. остальным. Конечно, решение такой грандиозной задачи требует огромных вложений и труда сотен тысяч человек. Но нашей отрасли не впервой быть на острие проблемы. Наверняка новые поколения сотрудников смогут внести свой достойный вклад в решение интересных и сложных задач для развития и процветания страны.

Атомный ледокольный флот вошел в состав Росатома относительно недавно, в 2008 году, он насчитывает 4 современных атомных ледокола, контейнеровоз и 4 вспомогательных судна. В настоящее время на верфях Петербурга строится еще 3 новейших современных атомных ледокола. В задачи флота входит обеспечение круглогодичного судоходства на трассах Севморпути и проведение спасательных операций и даже проведения туристических круизов к северному полюсу. Будем надеяться, что России удастся отстоять свои приоритеты в освоении новых морских путей на планете Земля.

Казанина Ирина Константиновна, ветеран атомной отрасли,
член ветеранской организации АО «Гидромонтаж»