Знакомимся с ветеранскими организациями московского регионального отделения МОДВ АЭП

все новости
56

06 ноября 2014

Ветеранская организация «Научно-производственное объединение «Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения» (НПО «ЦНИИТМАШ») одна из самых активных организаций МОДВ АЭП.

Совет ветеранов откликается на любые инициативы МОДВ АЭП. Возглавляет организацию Надежда Петровна Скворцова.

Организация объединяет более 500 ветеранов, из них уже не работают — 280.

Главное для успешной работы председателя — найти общий язык с руководством и профсоюзной организацией. И, надо сказать, что взаимопонимание в НПО существует. Ветераны принимают участие в ежеквартальных информационных собраниях, в проведении научных работю. Совет ветеранов даёт предложения при обсуждении проекта Коллективного договора, по многим вопросам им удаётся отстоять свои позиции.

Большая работа ведётся в направлении патриотического воспитания молодёжи и сохранению традиций отрасли. Лектор Сапожков проводит встречи со школьниками и даже с воспитанниками детского сада, школьники и детсадовцы с большим удовольствием принимают участия в мероприятиях ветеранов, возлагают к Дню Победы цветы у монумента Славы, читают стихи. На предприятии трудятся 180 молодых специалистов и 20 аспирантов, у каждого из них есть свой наставник-ветеран.

Своего музея на предприятии нет, но в районном Музее боевой славы силами ветеранов открыта постоянная экспозиция «ЦНИИТМАШ». На территории предприятия открыт монумент «Вечная память работникам, погибшим в ВОВ». Ветераны участвуют в поисковом движении, и недавно были найдены документы ещё на одного погибшего сотрудника-воина.

Своими силами ветераны готовят материалы о ветеранах. Проводится работа социальной направленности: организовано посещение больных, своими силами оказывают помощь немощным пенсионерам в уборке квартиры. К 23 февраля и 9 мая организуются встречи с ветеранами, которым вручаются цветы. Проводится культмассовая и спортивная работа.

Ветераны принимают активное участие в общеинститутских мероприятиях, активно посещают экскурсии.

Недавно для ветеранов была организована экскурсия в усадьбы Остафьево и Дубровицы. Можно и нам немного узнать об этих подмосковных (или уже московской ) «жемчужинах».

Остафьево — усадьба князя Петра Андреевича Вяземского и его потомков, в которой жил и работал Н. М. Карамзин, неоднократно бывали в гостях А. С. Пушкин и другие ключевые фигуры Золотого века русской поэзии. Именно поэтому её стали называть «Русский Парнас».

В 2012 году усадьба вошла в состав новых территорий города Москвы.

Немного истории

Усадьба, размещенная в 35 верстах от Москвы, в Подольском уезде, была приобретена князем Андреем Ивановичем Вяземским в честь рождения сына Петра — будущего поэта- 9 августа 1792 г. за 26 тысяч рублей.

В семье рассказывали, что А. И. Вяземскому очень понравилась липовая аллея в парке, и именно это стало решающим аргументом при покупке. Одновременно было приобретено небольшое (152 крепостных души) село Остафьево. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 г., после чего перешло во владение графов Шереметевых.

Усадебный дом в стиле русского классицизма стоит на берегу старинного озера-запруды. Его построили в 1800-07 гг. Автор проекта точно неизвестен.

А. И. Вяземский пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Николая Михайловича Карамзина, который с 1804 по 1815 гг. работал здесь над трудом «История государства Российского».

В апреле 1807 г. после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский. Именно при нём Остафьево стало одним из символов культурной жизни России. Петр Андреевич посвятил родной усадьбе множество стихотворений, среди которых «Деревня» «Родительский дом» , «Сельская церковь», «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом...».

В гостях у П. А. Вяземского в Остафьево неоднократно бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов, Гоголь, Адам Мицкевич. Об этом напоминает доска у входа в комнаты музея.

Мемориальная комната Н. М. Карамзина

С июня 1861 г. усадьбой по доверенности управлял, а затем владел сын Павла Андреевича Павел Петрович, сохранивший в нетронутом виде мемориальные комнаты своего отца, Пушкина и Карамзина. Он обставил в средневековом вкусе Готический зал, где были выставлены «ранние доски» — картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит Пушкинскому музею в Москве.

После смерти вдовы князя Павла имение перешло к их сыну князю Петру Павловичу (1854–1931), однако он жил в Петербурге и практически не уделял усадьбе внимания.

В 1898 г. Остафьево приобрел граф С. Д. Шереметев, женатый на внучке П. А. Вяземского Он обустроил липовую аллею «Русский Парнас», в 1911-13 гг. установил в парке памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, П. А. и П. П. Вяземским.

После революции усадьба подверглась национализации. До 1930 г. , по указанию В. И. Ленина, она действовала как музей, хранителем которого был правнук П. А. Вяземского граф Павел Сергеевич Шереметев, затем Остафьево было отдано сначала под пионерский лагерь, позже — переоборудовано под дом отдыха Совета Министров СССР. В это время облик усадьбы подвергся значительным изменениям: была полностью обновлена планировка усадебного дома, пристроена каменная балюстрада, утрачены многие оригинальные детали планировки остафьевского парка.

В 1988 г. Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей «Русский Парнас» и включена в перечень объектов исторического и культурного наследия. В усадьбе ведутся реставрационные работы, которые предполагается закончить в 2015 году к празднованию 250-летия со дня рождения Н. М. Карамзина.

Интересные факты

  • Популярная в Остафьеве легенда гласит о том, что Петр Андреевич Вяземский решил назвать усадьбу первым же словом, которое произнесет приехавший к нему в гости Пушкин. Когда экипаж остановился у дворца, лакей спросил у Пушкина, что делать с его саквояжем. «Оставь его», — ответил поэт. Так и появилось название «Остафьево».
  • В начале XIX в. у Остафьева было ещё несколько старомосковских названий, часто писали — «Астафьево», «село Астафьевское». Но Вяземские придерживались «окающего» варианта и называли усадьбу только «Остафьево».
  • Остафьево вошло в историю не только русской литературы, но и русской аэронавтики. Именно там в 1804 г. приземлилась первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре — Прасковья Юрьевна Гагарина. 7 лет спустя она стала тещей владельца усадьбы Петра Андреевича Вяземского.

Музей сегодня

Музей работает с 12:00 до 19:30.
Вход в парк и на концертные программы свободный.

В Государственном музее-усадьбе ведется работа по созданию постоянной экспозиции. Материалы из фондов музея объединены в 12 тематических разделов. Сориентироваться в исторических перипетиях помогают сопроводительные тексты, электронные этикетки, сенсорные мониторы.

Выставки и экспозиции сегодня

«Меня воспоминайте!..»
(к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова −15 октября )

Выставка раскрывает одну из страниц биографии поэта М. Ю. Лермонтова, который входил в круг общения князя П. А. Вяземского и его семьи.

Лермонтов не был в усадьбе Остафьево, но был дружен с её владельцами — поэтом и литературным критиком князем Петром Андреевичем и его сыном Павлом Петровичем, известным впоследствии археографом и историком литературы. Он неоднократно встречался с ними в Петербурге и Москве. В эти же годы Лермонтов становится частым посетителем литературного салона в доме Карамзиных.

Михаил Юрьевич по просьбе Павла Петровича Вяземского перевёл для него на русский язык стихотворение Г. Гейне «На севере диком стоит одиноко...», а восемь лет спустя П. П. Вяземский перевёл на французский язык два стихотворения поэта — «Тучи» и «Есть речи — значенье...».

В 1848 году Павел Петрович женился на Марии Аркадьевне, урождённой Столыпиной, приходившейся Михаилу Юрьевичу двоюродной тёткой, а А. А. Столыпину (Монго) родной сестрой. Алексей Аркадьевич был другом поэта и присутствовал на его последней дуэли.

Узнав о гибели поэта и искренне сожалея «о смерти бедного Лермонтова», Пётр Андреевич писал: «Большая потеря для нашей словесности. Он уже многое исполнил, а ещё более обещал. В нашу поэзию стреляют... Второй раз не дают промаха».

Ценители русской литературы смогут не только еще раз вспомнить биографию поэта и перелистать страницы лучших лермонтовских произведений, но и узнать о связи М. Ю. Лермонтова с членами семьи остафьевского дома.

Дубровицы

До середины 17 века Дубровицы принадлежали Боярину Ивану Васильевичу Морозову. Его дочь Аксинья Ивановна вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Так Дубровицы стали владениями этой фамилии.

Голицыным усадьба принадлежала до 1781 года. Тогда она была продана графу Григорию Александровичу Потёмкину. Потёмкину усадьба принадлежала недолго. Императрица Екатерина в 1788 году приобрела усадьбу для своего нового фаворита Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. Правда через несколько лет она уличила его в измене, но усадьба осталась за его родом.

После революции 1917 года Дубровицы сначала превратили в музей дворянского быта, а в 1932 году здесь был размещён сельскохозяйственный техникум, затем ВНИИ кормления сельскохозяйственных животных, позже объединённый с ВНИИ животноводства (ВИЖ). Часть помещений дворца ВИЖ занимает и сейчас, остальные занято коммерческими организациями.

Но большую славу этому месту даёт церковь Знамения Пресвятой Богородицы, одна из наиболее оригинальных православных церквей России.

Венчает церковь не шатёр, не шлем, и не маковка, а корона. Декоративные элементы, украшающие церковь также мало похожи на украшения православных храмов. Внутреннее убранство также — весьма нетипично.

Своим строительством церковь Знамения обязана князю Борису Алексеевичу Голицыну, воспитателю и сподвижнику Петра I.

Строительство храма велось только летом, а в зимнее время года проводились подготовительные работы, и, кроме того, усердно работали резчики по камню, создавая детали будущего интерьера и экстерьера храма.

К сожалению, имени архитектора сего чуда не сохранилось. Впрочем, видно невооружённым глазом, что над храмом работали не только русские, но и европейские мастера из Германии Италии, Польши.

Храм украшают статуи апостолов и высеченные в камне ангелы.

Патриарх Адриан, стоявший в то время во главе церкви был непримиримым противником всего католического, и подобная архитектура храма не могла вызвать у него одобрения.

Первый камень был заложен 22 июля 1690 года, строительство продолжалось до 1697-98 годов, и только после кончины Адриана и церковной реформы, устроенной Петром I в начале 18 века, церковь была освящена. Произошло это 24 февраля 1704 года.

На освящении присутствовал сам Император Пётр I. Благоволение столь высокого лица не могло не послужить признанию церкви Знамения Пресвятой Богородицы.

Сейчас церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является действующей.

Интересная деталь — вместо традиционных фресок интерьер храма украшают скульптурные изваяния сцен из Библии. Фотографировать внутри храма без благословления не разрешают, а благословение получить сложно, но посмотреть это чудо стоит.