Вывести на чистую воду (к 55-летию атомного ледокольного флота)

все статьи
91

04 декабря 2014

Совет Министров СССР 20 ноября 1953 года принял постановление № 2840-1203 о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой.

Ледокол предназначался для проводки в ледовых условиях Арктики по высокоширотным трассам и по Северному морскому пути транспортных судов, а также для экспедиционного плавания в Арктике. Постановлению предшествовало обращение в правительство академиков А. П. Александрова и И. В. Курчатова совместно с руководителями ряда отраслей промышленности и Морского флота. В обращении указывалось, что появление мощного атомного ледокола в Арктике позволит более эффективно использовать Северный морской путь как важнейшую транспортную магистраль страны и одновременно станет убедительной демонстрацией серьезности намерений и планов СССР по использованию атомной энергии в мирных целях.

Научным руководителем проекта создания Советского ледокольного флота был назначен академик А. П. Александров (Институт атомной энергии). Учитывая масштабность задачи, к этой проблеме были привлечены десятки научно-исследовательских институтов, проектных организаций, конструкторских сил и заводов. Главным конструктором АППУ был назначен «ОКБМ» (г. Горький), конструктором-технологом твэлов — ВИАМ и НИИ-9 (ВНИИНМ, г. Москва), научным руководителем — Институт атомной энергии (ИАЭ, г. Москва). Изготовление активной зоны было поручено МСЗ. В качестве первой загрузки в ледокольные активные зоны была выбрана двуокись урана и оболочка твэлов из сплава Э110. В дальнейшем ВНИИНМ было предложено новое топливо с высокой теплопроводностью на основе интерметаллидных соединений.

В августе 1956 года проведена закладка атомного ледокола на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. В декабре 1957 года ледокол был спущен на воду для достройки. 3 декабря 1959 года он вступил в строй как первый в мире атомный ледокол и получил имя «Ленин».

За период 1945-1959 гг. завод освоил промышленную технологию выплавки урана и изготовления урановых блочков и обеспечил их серийное производство (например, для первого на Евразийском континенте реактора Ф-1), изготовил комплект ТВС для 1-й в мире АЭС (г. Обнинск), выпустил активную зону для первой советской атомной подводной лодки. Все это позволило заводу всесторонне подготовиться к изготовлению в 1957 году трех активных зон для реакторов ОК-150 атомного ледокола «Ленин».

После 8 лет успешной работы в Арктике на атомном ледоколе «Ленин» 3 реактора ОК-150 были заменены на два более совершенных и мощных реактора ОК-900. В дальнейших разработках по ледокольному флоту главный конструктор ОАО «ОКБМ Африкантов» уже закладывал реактора ОК-900.

Активные зоны для всех разработок главного конструктора по атомному ледокольному флоту отрабатывает и изготавливает Машиностроительный завод.

Опыт эксплуатации атомного ледокола «Ленин» показал надежную работу АППУ, а заложенные проектом решения — мощность и продолжительность автономного плавания в высоких арктических широтах — вполне оправдались. Ледокол «Ленин» за 30 лет работы прошел 654,400 морских миль, провел 5 741 транспортное судно с грузом. Ледокол имел мощность атомной турбоэлектрической установки — 44 000 л. с., ледопроходимость — 2,0 м при скорости 2 узла.

Все это дало жизнь целой серии атомных ледоколов и других видов ледокольного транспорта. Всего за 55 лет было построено 9 атомных ледоколов трех поколений. Среди них: «Ленин», «Арктика», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы» — ледоколы с двумя реакторами, каждый мощностью по 171 мВт, «Таймыр» и «Вайгач» — ледоколы с одним реактором мощностью 171 мВт, единственное транспортное судно с ядерной энергетической установкой — атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с одним реактором.

В 2008 году атомный ледокольный флот перешел в Управление Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в структуре ФГУП «Атомфлот», расположенного в Мурманске. На базе этого предприятия создан единый ледокольно-технологический комплекс гражданского атомного флота России.

До сих пор в мире ни одна страна, кроме России, не располагает атомными ледоколами. Использование атомных ледоколов позволило сделать навигацию в российском секторе Арктики круглогодичной. Специальным Постановлением Совета министров СССР атомный ледокольный флот был определен, наряду с основной функцией, испытательной базой для новейших образцов активных зон транспортных установок. Успешные испытания новейших образцов ядерной техники в реакторах атомных ледоколов с максимальным приближением условий испытаний к естественным дали жизнь активным зонам 3-го и 4-го поколений транспортных установок и их модернизированным версиям.

Кроме того, Северный морской путь в 2 раза короче и на 30-40% экономичнее традиционного Южного межконтинентального пути.
Неожиданная экстремальность южного пути обратила внимание судовладельцев на путь северный. К тому же месторождения нефти и газа в пределах нашей двухсотмильной зоны составляют более 100 млрд тонн условного топлива. Заявка России на расширение границ арктического межконтинентального шельфа за счет хребта Ломоносова и поднятия Менделеева была отклонена комиссией ООН в 2001 году из-за недостаточности доказательств. Четыре другие арктические державы — США, Канада, Дания и Норвегия — выдвинули претензии на обладание шельфом, апеллируя к тому, что Россия не способна безопасно и эффективно развивать территории, на которые претендует.

Надеяться на справедливое решение этого вопроса в мире, где правит сила и двойные стандарты, не приходится. Поэтому появляется еще одна задача атомного ледокольного флота — защита наших территорий в Арктике.

Впечатляет хронология важнейших событий, связанных с развитием ледокольного атомного флота.

3 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» вступил в строй.

17 октября 1961 года атомоход «Ленин» высадил в полярных льдах к северу от острова Врангеля экспедицию, организовавшую научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-10».

14 ноября 1970 года — начало первой продленной навигации в Западном секторе Арктики — атомоход «Ленин» в районе Карских ворот взял под проводку дизель-электроход «Гижига».

26 мая — 22 июня 1971 года атомоход «Ленин» и ледокол «Владивосток» совершили высокоширотный рейс из Мурманска в Певек.

25 апреля 1975 года вступил в строй самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика», построенный в Ленинграде на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе.

31 марта 1976 года атомоход «Ленин» и дизель-электроход «Павел Пономарев» совершили экспериментальный рейс из Мурманска к полуострову Ямал.

17 марта 1977 года атомоход «Арктика» впервые в истории освоения Арктики в активном плавании достиг Северного полюса.

28 декабря 1977 года вступил в строй атомный ледокол «Сибирь», построенный в Ленинграде на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе.

25 мая 1978 года атомоход «Сибирь» и дизель-электроход «Капитан Мышевский» совершили экспериментальный рейс из Мурманска в Магадан.

Осенью 1983 года атомоходы «Ленин», «Арктика», «Сибирь» совместно с другими ледоколами в экстремальных ледовых условиях в Чукотском море вывели караваны судов на чистую воду.

21 декабря 1985 года вступил в строй атомный ледокол «Россия», построенный в Ленинграде на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе.

20 февраля 1986 года в г. Керчь на судостроительном заводе «Залив» им. Б. Е. Бутомы спущен на воду атомный лихтеровоз-контейнеровоз ледового класса «Севморпуть», который вступил в строй в 1988 году.

29 мая 1986 года на судоверфи финского АО «Вяртсиля Морская Техника» по заказу СССР заложен атомный ледокол с малой осадкой «Вайгач».

31 октября 1986 года в Ленинграде на Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Советский Союз».

10 апреля 1987 года на судоверфи финского АО «Вяртсиля Морская Техника» по заказу СССР заложен атомный ледокол с малой осадкой «Таймыр».

25 мая 1987 года атомный ледокол «Сибирь» в активном плавании достиг Северного полюса.

В 2010 году по трассам Северного морского пути перевезено 110 тыс. тн транзитных грузов.

В 2012 году обеспечена проводка по Северному греческого газовоза «Obriver» с 66 тыс. тн сжиженного газа на борту. Это судно шириной около 45 м (ширина атомных ледоколов — около 30 м). Его проводка была осуществлена за 9 суток.

Славные дела российского атомного ледокольного флота продолжаются!

На смену действующим атомным ледоколам идут атомные ледоколы нового поколения — универсальные атомные ледоколы (УАЛ). Важнейшим отличием строящегося атомного ледокола нового поколения от его эксплуатирующихся в настоящее время «коллег» является двухосадочность — возможность изменения осадки. Данное качество делает ледокол универсальным, то есть способным работать и на глубоководных и на мелководных участках трассы, сочетая в себе свойства и линейного ледокола, и ледокола с ограниченной осадкой. Таким образом, исключается необходимость передачи караванов от линейного ледокола к ледоколу с малой осадкой и наоборот, тем самым уменьшается время простоя караванов и ледоколов, увеличивается рейсовая скорость, что ведет к увеличению экономической эффективности.

В рамках выполнения данного Постановления был подписан договор № 65-БЗС от 23.08.2012 года между ФГУП «Атомфлот» и ООО «Балтийский завод-Судостроение» на выполнение работ по строительству универсального атомного ледокола проекта 22220. 31 октября 2012 года прошло торжественное событие — резка металла для корпуса ледокола этого проекта. Сдача УАЛ в эксплуатацию намечена на декабрь 2017 года.

Главным конструктором реакторной установки РИТМ-200 для УАЛ является ОАО «ОКБМ Африкантов». ОАО «Машиностроительный завод» получил заявку на поставку активных зон нового поколения для двухосадочных атомных ледоколов и приступил к технической подготовке производства.

Г. Г. Потоскаев

Источник: газета «Энергия» ОАО «Машиностроительный завод»,
г. Электросталь, московской области, № 46, декабрь, 2014 г.