Повышение эффективности пропаганды подвига чернобыльцев среди молодежи

все статьи
363

31 января 2013

Выступление 4 декабря 2012 года на «Круглом столе» в Центральной библиотеке № 202 имени Ю. А. Гагарина, ЗАО г. Москвы

На долю родителей нашего поколения выпала ВОВ, и они совершили подвиг — выстояли и победили. Затем участие в Атомном проекте — создание ядерного щита Родины. Так как это происходило в условиях высокой секретности, то и пропаганда их подвига была запрещена. Однако, наше поколение, несмотря на довольно прохладное отношение долгие годы к участникам войны, а о людях занятых в Атомном проекте и их самоотверженном труде мы почти ничего не знали, но был космос, Ю. А. Гагарин, пятилетки, БАМ и т. д., и наше поколение было воспитано в духе патриотизма по отношению к своей стране и пример этого — участие всей страны в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения всегда основывалось на примере отцов и дедов и наша задача — участников ликвидации последствий этой аварии всеми существующими способами способствовать этому. Каким основным направлениям нашей деятельности в деле воспитания патриотизма у подрастающего поколения, на мой взгляд, надо придерживаться:


  1. Выпуск книг воспоминаний. Необходимо оказывать всяческую помощь авторам, которые пишут на эту тему с обязательным распространением книг по школьным и районным библиотекам. Например, книга «Схватка с неизвестностью», уже было два тиража и выпущено 2200 экз. книг, но выпуск осуществлялся или за счет самих чернобыльцев (первый тираж) или за счет отдельных организаций, которые заказывали эту книгу для своих участников ликвидаций последствий аварии на ЧАЭС в качестве подарка. Централизованного финансирования или за счет Комитета общественных связей или за счет средств ГК «Росатом», на что я надеялась, так и не последовало.

    Эта книга рассказывает о героическом строительстве объекта «Укрытие», которое было выполнено за 5,5 месяцев, охватывает весь период от получения задания Правительства Минсредмашем 15 мая 1986 года до его завершения 30 ноября 1986 года, когда был подписан Акт сдачи Государственной комиссии. В книге приводятся последовательно по ходу развития событий воспоминания 85 участников этого строительства, которые рассказывают, как шаг за шагом выполнялась эта работа, когда из-за высоких радиационных полей подойти-то к реактору невозможно было, только на защищенных ИМРах, и то на очень ограниченное время. А о скольких драматических ситуациях рассказывают чернобыльцы.

    Например, при установке первой каскадной стенки весом 100 тонн был ветер, и была такая парусность, что ее невозможно было установить с первого раза и монтажники выходили на 5-7 минут исправлять положение, при этом они выбирали дневную норму по дозам.

    Или установка балки для перекрытия «Самолет», когда оборвался трос лебедки и кран начал качаться, могло произойти падение крана вместе с грузом. Тогда доброволец крановщик, несмотря на серьезное положение, смог выровнять кран и вернуть груз на землю, чтобы произвести ремонт. Три дня не уходили с площадки руководители, чтобы установить эту балку в нужное положение Или установка третьей части башни, когда не отстреливались стропы и пришлось вызвать добровольца, который в люльке с помощью крана был поднят на 60-метровую высоту и произвел отсоединение строп от конструкции. Он провел там около часа, а чтобы не расстраиваться какую он получил дозу, выбросил дозиметры, которые ему были выданы перед полетом.

    А подвиг наших электронщиков О. П. Ионова и П. В. Калинина, которые смогли не только запустить в работу немецкие краны (немцы отказались в таких условиях собирать эти краны), но и не уходили с площадки все время работы крана и не уехали из Чернобыля, пока работы по монтажу конструкций не были закончены.

    Все это есть в этой книге и я, когда записывала воспоминания этих чернобыльцев, восхищалась не только их высоким профессионализмом, но и их смелостью, мужеством. А посылали на строительство «Укрытия» именно профессионалов самого высокого класса. Работы проводились под руководством зам. министра А. Н. Усанова, начальника главка В. И. Рудакова. Начальники вахтовых смен Е. В. Рыгалов, Г. Д. Лыков, И. А. Дудоров — это руководители наших крупных управлений строительства. Это были лучшие люди атомной отрасли и поэтому с этой задачей справились в такой короткий срок. Мужество, хладнокровие, высокий патриотизм и лозунгом у них был: «Кто, если не я?» Все это было в то время.

    Поэтому выпуск и распространение книг, показывающих все этапы ликвидации последствий этой катастрофы необходим, и это надо выполнять не силами самих чернобыльцев, а с поддержкой Управлений культуры и образования, заинтересованных в патриотическом воспитании молодежи.

  2. Устройство музеев в школах, посвященных ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Проведение в этих музеях встреч с участниками ликвидаций последствий радиационных аварий с демонстрацией фильмов об этих событиях.

    Надо распространить опыт школ, где уже такие музеи есть. Я была в эти дни в 2-х школах 776 и 1344 в ЮВАО. Прекрасные музеи, они не только проводят лекции, но и организуют конкурсы по Чернобыльской тематике.

  3. Проведение конференций в районных библиотеках или школах с чтением подробных лекций о разных периодах ликвидации этой аварии, например:

    • о ликвидации пожара и героическом подвиге пожарных;

    • о мужестве и самопожертвовании вертолетчиков, их работе в первые и последующие дни ликвидации аварии;

    • о дезактивации территории, пылеподавлении и добровольном участии научных работников в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

    • о героизме проектировщиков, монтажников, строителей, водителей автотранспорта, и многих других специалистов, участвующих в строительстве «Укрытия»;

    • о пуске блоков 1-3, героизме сотрудников ЧАЭС и Минэнерго, задачей которых было уже осенью 1986 году вновь запустить 1 и 2 блок, а затем осенью 1987 года 3-й блок, которые работали до их остановки уже в 2000 году;

    • о людях каждого района г. Москвы, их судьбах.

  4. Установка в районах Памятных камней или по возможности Памятников подвига чернобыльцам, где проводятся митинги в Дни памяти. Например, Печатники — там установлен Памятный камень, а в школе 1344 прекрасный памятник. Все это достойно, чтобы у них перенять опыт.
  5. Выпуск Книг памяти и книг воспоминаний чернобыльцев. Подключить надо студентов педагогических вузов, снабдить их диктофонами, чтобы они записали воспоминания живущих чернобыльцев, не общие рассуждения о катастрофе, а их конкретные дела там, при ликвидации последствий аварии. Там никто не простаивал и фактически из работы каждого из 600 тысяч участников и получилась эта успешная ликвидация последствий катастрофы.
  6. И конечно не забывать, что рядом с нами проживают ликвидаторы других радиационных катастроф и аварий. Это и маяковцы и ПОРовцы- участники Семипалатинских испытаний, испытаний на Новой земле, Тоцких испытаний, и других. Все они заслуживают, чтобы об их подвиге знало подрастающее поколение.

Если мы со всем этим справимся, то тогда и наши дети и внуки вырастут с хорошим знанием нашей истории, нашего героического прошлого, что повлечет за собой гордость за свою страну, а это означает, что и будущее поколение будет расти не менее патриотичным, чем поколения их отцов и дедов.

Елена Козлова
участник ликвидации последствий
катастрофы на ЧАЭС