Писательский городок

3

08 ноября 2023

В августе 2023 года Совет ветеранов ППО ОАО «МСЗ» г. Электросталь Московской области организовал для своих ветеранов чудесную поездку в писательский городок — в Подмосковное Переделкино.

Эта экскурсия стала настоящим подарком. Началось все с дороги — водитель Сергей, настоящий профессионал, выбрал маршрут через центр Москвы. Восхищение и гордость вызвала наша прекрасная столица, и дорога не показалась утомительной.

А потом повезло с экскурсоводом. После ее заключительных слов о Борисе Пастернаке у многих выступили на глазах слезы, а после объятий при прощании и добрых слов в свой адрес она и вовсе растрогалась.

А теперь о самом Переделкино. История создания дачного поселка началась в 1932 году. В то время литература была критически важна для идеологии Советского Союза, она воспитывала, учила и наставляла граждан, а писателей Сталин называл «инженерами человеческих душ». Для наиболее талантливых литераторов, дабы поставить их в условия полнейшей материальной независимости для создания произведений, которые отвечали бы солидности вопросов времени, было принято решение о строительстве «Городка писателей». Выбрали и место — недалеко от Москвы, но на природе, в окружении лесов. Под будущие дачи вырубили Измалковский лес.

Первыми построили тридцать типовых дач. Списки первых резидентов обсуждались и согласовывались, и счастливчики, конечно, вызывали зависть. Квартирный вопрос был для москвичей больным местом. Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» сатирически вывел Переделкино под именем дачного поселка МАССОЛИТа Перелыгино (от слова «лгать», «брехать»). Между собой «несчастливчики» также называли Переделкино — Передракино, Передрягино.

Дачи в Переделкине были символом признания. Они достались самым крупным писателям того времени. В первоначальном списке значились Исаак Бабель, Илья Эренбург, Илья Ильф и Евгений Петров, Артем Веселый, Борис Пильняк, Борис Пастернак, Александр Афиногенов и другие. Дачи за хозяевами закреплялись пожизненно — после смерти прежнего арендатора следовало искать нового.

В 1936 году городок писателей стал наполняться жизнью и играть ту роль, ради которой и создавался — давать писателям возможность творить и обсуждать свое творчество. Несмотря на свойственный писателям дух соперничества, добрососедские отношения между переделкинцами не были редкостью. Но в разгар сталинских репрессий Переделкино с его особым статусом оказалось довольно опасным местом. В 1934 году здесь арестовали Льва Каменева, потом пришли за Бабелем, Пильняком, Зазубриным, Бруно Ясенским.

В июле 1941 года поэт Константин Симонов на даче Льва Кассиля в Переделкине сочинил самое знаменитое стихотворение военного времени — «Жди меня». Стихотворение многократно перепечатывали, размещали на листовках, читали вслух со сцены и по радио, переписывали от руки солдаты. В 1946 году сюда приехал Николай Заболоцкий, успевший отсидеть и выйти, здесь он переводил «Слово о полку Игореве» (этот перевод считается самым удачным). Живыми легендами Переделкино считались Борис Пастернак и Корней Чуковский: оба прожили там до конца своих дней.

Иногда говорят даже, что Переделкино — это и есть Пастернак. Чуковский построил детскую библиотеку и проводил праздники для детей. В течение десяти лет, с 1945 по 1955 гг., Пастернак работал в Переделкино над «Доктором Живаго». В публикации ему отказали. 23 октября 1958 года Нобелевский комитет объявил о вручении Нобелевской премии по литературе советскому поэту Борису Пастернаку, после чего началась травля, значительная часть высказанного в ходе нее можно свести к легендарной фразе: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». В 1989 году пастернаковскую Нобелевскую премию вручили сыну поэта, Евгению.

В 1955 году в Переделкино построили новый Дом творчества писателей — каменный корпус на сорок комнат. В каждой — большой стол и минимум мебели. Комнатки были такими маленькими, что Арсений Тарковский называл их «родные пеналы».

В шестидесятых в Переделкино въехали Роберт Рождественский, Евгений Евтушенĸо, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Василий Аĸсенов, Булат Оĸуджава. Дома у Ахмадулиной собирались не только соседи, но и весь творческий авангард того времени: приезжали Владимир Высоцкий и Майя Плисецкая, гостили иностранные писатели и журналисты — это было, пожалуй, самое яркое и насыщенное время в жизни поселка.

Кроме музея Евтушенко, открытого в 2010 году, в Переделкино работают музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, скульптора Зураба Церетели. Но, к сожалению, их посещение не входило в нашу программу.

В Переделкино жили, работали, растили детей, влюблялись, переживали, боялись и умирали поколения советских писателей. Переделкино видело семейные драмы, предательства и разборки. А ещё — великие романы, сборники стихотворений, пленку кинокартин, поддержку и дружбу.

Дом творчества писателей Переделкино со временем пришёл в упадок, но в 2021 году он снова открылся. Там сделали ремонт, восстановили библиотеку, открыли ресторан, поставили даже лежаки, по вечерам устраивают концерты. Всё по заветам Андрея Вознесенского, который как-то сказал: «Не Переделкино испортится, а дух этой местности рано или поздно исправит всех вновь прибывших.
Что-то такое в пейзаже. И что-то такое в России, что она из всех своих передряг в конце концов делает Переделкино. Переделывает, так сказать».

Тепло простившись с нашим экскурсоводом, мы отправились в Ново-Переделкино.

В 1952 году Переделкино стало официальной резиденцией Патриарха всея Руси. Создание резиденции Патриарха словно вдохнуло новую жизнь в Переделкино. Спасо-Преображенская святыня с 1991 года стала подворьем Патриарха, первые сведения о котором относятся к 1646 году. Неподалеку находится кладбище. Здесь нашли вечный покой многие известные люди — священнослужители, писатели (К. Чуковский, Б. Пастернак и другие).

Под впечатлением благолепия и красоты Спасо-Преображенского храма в Переделкино был написан замечательный цикл стихотворений Б. Л. Пастернака, вошедший в роман «Доктор Живаго».
Патриарх Алексий II лично выбрал лучшее место и благословил начало возведения храма во имя князя Игоря Черниговского и Киевского неподалеку от Патриаршей резиденции. Расположенный на холме Собор издали напоминает пряничный домик. Его девять разноцветных куполов покрыты не сусальным золотом, а фарфором, которые напоминают купола Храма Василия Блаженного на Красной площади. Издалека они похожи на красочные яйца Фаберже.

Это «новодел». Много еще должно пройти времени, чтобы такой храм наполнился человеческими эмоциями, духовной силой и благодатью. Но бывают и исключения. Таким исключением является Церковь Святого Игоря Черниговского в Ново-Переделкино. О ней и пойдет здесь речь. Хоть этот храм и есть тот самый «новодел», но ощущается он цельным, наполненным красотой и величием. Перед храмом на площади установлен памятники великому князю Игорю и святителю Филиппу, символизирующие единство двух святых, страстотерпца и священномученика, и силу их духа в трагические времена русской истории.

Внутри храма находятся одна из главных святынь храма Иверская икона Божией Матери (Вратарница) и много частиц святых мощей. Храм просторный и светлый, дарит необыкновенное ощущение простора, лёгкости, наполненности радостью и светом. Чудесная прихрамовая территория, благоустроенная для детей и взрослых, впечатляет. А эти цветники, кареты с лошадьми и медведи из искусственной травы в яблоневом саду.

Не хотелось покидать этот рай. Как много еще осталось недослушано и недосмотрено!

Медведева Ирина, ветеран АО "Машиностроительный завод
г. Электросталь