Путешествие по Горному Крыму

все статьи

27 сентября 2023

Прочитав несколько дней назад в газете «Метро», в рубрике «GAZETAMETRO», присланную на конкурс заметку В. Петросяна «С друзьями и серпантин не страшен», я подумала, что как-то все пишут о путешествиях по Южному берегу Крыма, о субтропическом климате в Крыму. А ведь Крым обязан своим климатом горам, которые прикрывают его с севера и защищают его в холодное время года. И об этом тоже интересно знать.

И я решила написать о нашем с мужем путешествии по горному массиву Крыма.

Мы были молоды, полные сил. Я была активной туристкой со школьной скамьи, и мы взяли в профсоюзной организации предприятий, где мы тогда работали, две туристические путевки. Они назывались «По вершинам Горного Крыма». Все туристы были из городов Минсредмаша — г. Фрунзе, г. Челябинска, г. Сарова, г. Ленинграда, г. Новосибирска и других.

Мы прошли пешком, с рюкзаками за спиной, от Симферополя до Ялты через весь горный массив, поднимаясь на вершины гор и опускаясь в долины. Путешествие продолжалось семь дней. Пищу готовили на костре по очереди.

По прибытию в Симферополь перед выходом в поход была проведена обзорная экскурсия по городу. Нам рассказали историю присоединения Крыма к России, богатую историю города, в чем мы могли убедиться, пройдя по его улицам и площадям. Прежде всего, мы осмотрели железнодорожный вокзал, похожий на дворец времен итальянского возрождения, с башней с часами высотой 42 метра.

Осматривая город мы, к сожалению, лишний раз увидели, что все многочисленные храмы и монастыри были закрыты и отданы властями под различные хозяйственные нужды: молитвенный храм караимов — Караимская кенаса, пожалуй, главная достопримечательность города. Мечеть Кебир- Дами — мульманский храм, Свято—Троицкий монастырь и другие храмы и строения.

На следующий день нам выдали рюкзаки с консервами. Инструктор, который сопровождал группу в походе, проинструктировал нас по вопросам поведения в горах, проверил одежду, обувь и, убедившись в нашей готовности к походу, дал добро на движение.

Крымские горы невысокие. Средняя высота их 500 — 700 метров. С севера они пологие, волнистые, с южной — обрывистые, скалистые, плацдарм для скалолазов.

На автобусе нас подбросили к подножию первой гряды, и мы, построившись в колонну (впереди более слабые), бодрым походным шагом двинулись покорять первую вершину — Чатырдаг. Перед нами открылась панорама гор разной высоты с выделяющимися редкими более высокими вершинами.

Спустившись с горы, мы вышли к пещере, называемой «Тысячеголовая», ползком через узкий проход проникли в внутрь. По легенде она в давние времена была могильником, т. к. первые исследователи обнаружили там много человеческих черепов, которых, конечно, в наше время уже не было. В пещере туристам предлагалось для осмотра несколько залов со сталактитами и сталагмитами, создающими своеобразную красоту.

Следующей вершиной, которую мы покорили, была самая высокая гора Крыма — Роман-Кош, высота ее над уровнем моря 1545 м. Дальше наш маршрут шел по Большому каньону Крыма. Речушка, протекающая по дну каньона, вырыла в нем несколько углублений. Они заполнены водой и называются «Ваннами молодости», в них даже в самый жаркий день температура не повышается выше 9 градусов. И, конечно, мы в них искупались. Может быть поэтому несмотря на возраст мы и сейчас еще бодры.

Следующая ночевка была не в горах, а в селенье Соколиное. Здесь нас ждало неожиданное происшествие. При подходе к селению вдруг из леса выскочило несколько крепких ребят с деревянными копьями и, схватив нашу самую красивую девушку, утащили ее в кусты. Наши ребята бросились выручать ее, но инструктор сказал: «Мы вторглись в земли местного племени, хозяевами этой местности, и ссориться с ними не надо. Девушку надо выкупить». Посовещавшись, парни решили станцевать танец маленьких лебедей, и под общее одобрение с успехом его исполнили. Девушка была спасена.

На следующий день уже наша группа вступила в эту игру. Главой стал молодой ученый из Ленинграда. Моего мужа назначили толмачем и написали на его груди — «толмач». В его обязанности входило угадывать, что хочет сказать Глава и объявить об этом все окружающим. Глава сидел в центре группы и молчал, кивая головой. В руках у него был камень, расписанный под череп. В общем, резвились, было необычно и весело.

На следующий день по плоскому плато мы поднялись на гору Ай—Петри, где заночевали. Утром, встретив восход солнца (незабываемый момент!) по каменистой тропе спустились в Ялту.

Нас разместили в гостинице на набережной. Питались в ресторане и совершали экскурсии: в домик А. П. Чехова, на Ласточкино гнездо, к русалке в Мисхоре, в Ливадийский, Юсуповский и Воронцовский дворцы в г. Севастополь.

Через неделю нас перевезли в Алушту, где мы отдыхали, купались в море, побывали в пионерском лагере «Артек», поднимались на гору Аю—Даг.

На этом наше путешествие, длившееся 24 дня, к сожалению, заканчивалось. И, согласитесь, оно было насыщенным и интересным.